Моя педагогическая философия.

 

           Выбор профессии для меня не был осознанным решением, скорее это была попытка положиться на судьбу. И судьба меня не обманула. Вот уже больше десяти лет я в дошкольном образовании. За это время у меня появились свои дети и тоже пошли в сад вместе со мной. Так, что я не знаю, где я больше дома. Потому, что группа детей, и их родителей, и наш коллектив для меня тоже немножечко семья, в которой чувствуешь и поддержку, и собственную важность и ответственность за других.

 

          Профессия воспитателя требует от нас полной отдачи. Здесь невозможно быть до конца довольным своим результатом, потому что всегда есть, куда расти дальше. Нет какого-то предела или чувства завершенности, я воспринимаю свою работу как непрерывный процесс, в котором творческий поиск – неотъемлемая его часть, а дети помогают задать нужное направление этого движения. Поэтому для меня важно уметь быть гибкой, уметь импровизировать, чувствовать тот важный импульс, который дает ребенок. Уметь вовремя поддержать инициативу детей, даже если она идет вразрез с моими планами. Дать им возможность развивать свою любознательность, вскармливать их пытливый ум.

 

             В своей работе я руководствуюсь принципом «каждый ребенок - уникален». У каждого свой потенциал, свой путь и темп развития. Я резко негативно отношусь к раннему развитию у детей так называемых «учебных способностей» (чтение, счет). Такого рода методики, я считаю грубым форсированием познавательной сферы, что лишает ребенка возможности гармонично развиваться в соответствии со своими потребностями и возрастными особенностями. Я глубоко убеждена, что главнейшим развивающим ресурсом для ребенка является игра во всем ее многообразии. Именно она может научить ребенка познать самого себя, научиться понимать других, научить его общаться, познакомить с предметным миром, развить познавательные процессы, стимулировать речь, сформировать психологическую готовность к школе, подготовить необходимую базу для дальнейшего развития. Игра сейчас незаслуженно отодвинута на второй план, в угоду познавательным, спортивным, творческим достижениям. Поэтому возрождение игровой культуры среди детей (и взрослых) считаю важной неотъемлемой частью своей работы.

 

            Добиться хороших результатов в нашей работе можно только активно вовлекая в процесс семью. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности считаю работу с родителями. Мы постоянно ищем возможность максимально вовлечь пап и мам, бабушек и дедушек во внутреннюю жизнь сада, сделать их частью нашей «семьи», получать от них не только обратную связь, но и собственную осмысленную родительскую инициативу.

           В последнее время все чаще прихожу к мысли о том, что оказалась в дошкольном детстве не случайно. Глядя на детей, я часто пытаюсь представить, какими они будут, когда вырастут, какую профессию выберут, какие семьи создадут, будут ли помнить своего воспитателя. Если да, то что им запомнится из этого дошкольного времени, которое мы проживаем сейчас вместе. Что определит их судьбу, их выбор?

             И я понимаю, что в их будущее я вкладываю частичку себя самой: вот этот ребенок, которому сложно еще правильно держать в руках карандаш, упрямо снова и снова пытается нарисовать снежную бабу: «как у вас на картинке», очень огорчается, если не получается, даже плачет. И мы снова и снова рисуем с ним одно и то же. Пока не получится так, как ему хочется.

        А эта девочка так старается танцевать, что даже брови и глаза у нее танцуют, а вот ручки-ножки еще не слушаются и как сложно запомнить все эти движения, но очень хочется.

        А как мы поем частушки! Лучше всего получается «Ииии-ух!», остальное неразборчиво, но сколько озорства!

        А я вижу их художниками и артистами, серьезными политологами и дизайнерами. Когда они состоятся в жизни, может быть вспомнят, что все начиналось давным-давно в детском саду, а может и не вспомнят, это не важно.

       Когда я думаю об этом, то понимаю, что я на своем месте.

           Я здесь нужна.